Сведения об основных целях, функциях и направлениях деятельности территориального общественного самоуправления

Право граждан регламентировать значительную часть общественных дел и управлять ею является составной частью демократических принципов и может быть осуществлено гражданами в рамках закона и непосредственным образом через местное самоуправление.

В настоящее время все большее развитие получает территориальное общественное самоуправление, как одна из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление становится одним из важнейших элементов системы местного самоуправления, призванным содействовать реализации прав и свобод граждан по месту жительства и формировать партнерские отношения населения и местных органов власти при выработке и принятии решений.

Важность и необходимость развития ТОС обусловлена прежде всего тем, что она способствует вовлечению граждан в процесс самоуправления в формах исключительно доступных и понятных каждому жителю.

При организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами.

Территориальное общественное самоуправление формируется для решения проблем и вопросов местного значения, например, в отдельно взятом доме или дворе с прилегающими к нему домами. Это эффективный инструмент для повышения уровня и качества жизни населения на своей территории. Организация структур ТОС решает многие житейские вопросы, как-то: безопасность жильцов, чистота и порядок во дворе и подъездах, организация детских площадок и автомобильных парковок, сведение к минимуму бытовых неисправностей жилищно-коммунального хозяйства.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС ) – это самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Основной целью создания органов территориального общественного самоуправления является решение вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, исходя из интересов населения соответствующей территории на основе действующего законодательства.

Сегодня уже можно сказать, что территориальное общественное самоуправление стало эффективным институтом гражданского общества. Кроме того, ТОСы являются площадкой для согласования позиций по существенным вопросам между властью и населением. Территориальное общественное самоуправление может работать по десяткам направлений, начиная с мониторинга и анализа ситуации и заканчивая благотворительностью. В то же время именно органы территориального общественного самоуправления должны формулировать предложения по развитию своих территорий, организации их жизнедеятельности.

Одной   из важных   функций ТОС  является   просветительская  работа. Это не только информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых, в том числе, по предложению или при участии территориального общественного самоуправления. Это и содействие повышению правовой грамотности населения, участие в духовно-нравственном воспитании молодежи.

Нормативную основу территориального общественного самоуправления образуют нормативные правовые акты трех уровней: федерального, уровня субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

 

Основные нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

4. Федеральный закон «Об общественных объединениях».

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

- подъезд многоквартирного жилого дома;

- многоквартирный жилой дом;

- группа жилых домов;

- жилой микрорайон;

- иные территории проживания граждан.

В осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать участие граждане, проживающие на соответствующей территории города, достигшие 16-летнего возраста.

ТОС может являться юридическим лицом, при этом он подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Основные направления деятельности территориального общественного самоуправления:

·        Изучение потребностей населения, проживающего на территории ТОС.

·       Оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка и профилактике правонарушений.

·       Изучение социально-экономических потребностей населения, проживающего на соответствующей территории, подготовка и разработка предложений по их обеспечению.

·        Осуществление  деятельности по благоустройству  территории,  иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение

социально-бытовых потребностей жителей ТОС.

·       Изучение общественного мнения по проектам строительства, реконструкции и ремонта объектов социально-культурного и бытового назначения, жилых домов, объектов благоустройства, производственной и социальной сферы, временных сооружений, парковок, автостоянок, рынков и торговых площадок, доведение полученной информации до сведения органов местного самоуправления, заинтересованных лиц.

·       Организация участия населения в обеспечении сохранности мест общего пользования объектов жилищного фонда, в осуществлении мероприятий, направленных на ресурсосбережение.

·        Разработка предложений для развития территории ТОС.

·       Обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления города с жителями соответствующей территории.

·        Социальная работа с неблагополучными семьями, инвалидами, детьми и молодежью, лицами пожилого возраста, семьями погибших воинов, многодетными семьями, лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

·        Организация участия населения в акциях милосердия и благотворительности, оказания помощи социально не защищенным категориям граждан.

·        Обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях, конференциях ТОС.

·        Внесение в органы местного самоуправления города проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

·       Организация участия населения в работах по санитарной очистке, благоустройству, озеленению и содержанию зеленых насаждений и цветников, детских площадок в границах территории ТОС, проведение субботников.

·        Участие в конкурсах, проводимых органами местного самоуправления с целью достижения уставных целей.

·       Информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых, в том числе, по предложению или при участии территориального общественного самоуправления.

·        Внесение предложений в администрацию города по использованию свободных земельных участков на территории ТОС под детские и оздоровительные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно-полезных целей.

·        Представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

·        Внедрение обрядов и традиций территории ТОС, развитие народного творчества.

·       Организация отдыха населения, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, праздников.

·        Организация досуга проживающего населения.

·        Содействие созданию клубов по интересам на территории ТОС.

·       Организация работы с детьми и подростками, содействие в организации отдыха детей в каникулярное время, содействие в работе детских клубов, детских площадок.

·        Принятие участия в приемке работ, произведенных управляющими компаниями и ТСЖ, подписание актов приемки выполненных работ.

·        Общественный контроль:

- за содержанием жилищного фонда;

- подготовкой жилищного фонда к работе в осенне-зимний период;

- содержанием и благоустройством территории;

- содержанием зеленых насаждений, водоемов.

- за соблюдением санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, осуществляемого в жилых домах, на территории ТОС.

Выгоды от территориального общественного самоуправления

для населения самоуправляющейся территории:

1. Решаются проблемы каждого конкретного жителя.

2. Улучшаются условия жизни на территории.

3. Привлекаются дополнительные средства для решения существующих проблем.

4. Самореализуется активная часть населения.

5. Активнее и полнее учитываются и реализуются права и интересы населения.

6. Становится реально давать наказы и контролировать деятельность депутата от территории.

7. Предоставляется возможность гражданам активно принимать участие в решении вопросов местного значения.